О Черном квадрате

А ты можешь нарисовать черный квадрат?

В социальных сетях сейчас огромное количество сообществ, так или иначе посвященных творчеству, рисованию. Каждый из участников этих комьюнити в той или иной степени ощущает некий «творческий зуд» — если не сотворить, то полюбоваться.
Тем, кто умеет делать «что-то творческое» наверняка не раз в жизни приходилось слышать: «Ты так классно это делаешь, вот бы мне научиться тоже…». Уважаемые «авторы» подобной реплики – предлагаю вам сделать первый шаг, чтобы «научиться тоже». Давайте вместе подумаем над ответом на вопрос: «А зачем? Зачем вы хотите научиться рисовать?»

Конечно, каждый ответит по-разному, но ответы эти можно будет расположить между двух полярных точек – «изобразить» и «выразить».
Кто-то хочет научиться изображать, чтобы «было похоже». Очень достойная цель! Взять хотя бы рисунки из старинных атласов по ботанике: как они прекрасны и их хочется разглядывать. В конце 18 века в России вообще был расцвет интереса к ботаническим книгам, чему немало способствовала Екатерина Великая, оплатившая из собственных средств издание иллюстрированной «Flora Rossica». Выражали ли «себя в рисунке» эти замечательные художники? Сомневаюсь. Можно ли назвать их мастерами? Бесспорно!
Только вот сейчас, в наше время, столько устройств, позволяющих создать изображение гораздо быстрее и ближе к реальности. Достаточно ли рисовать просто чтобы «было похоже»?
Другие – хотят выразить нечто, что ощущают внутри себя: чувства, эмоции, ощущения, заботы, мысли, восхищение, восторг……. А иногда — не просто выразить, а поделиться с другими, и даже получить сопереживание.
Ваша цель – научится выражать себя в рисунке? Задумайтесь – тогда у вас не может не получится! Такое творение будет только ваше, единственное, прочувствованное, правильное!!! Пусть это будет лишь точка на листе бумаги, но для вас это будет очень важная точка.
Вспомните «Черный квадрат» Малевича. Вы же так сможете? «Да!»,-ответите Вы. Конечно да, только вот ваш «черный квадрат» уже не будет оригинальным, ведь его уже придумал Малевич, и каждый в нем видит что-то свое – кто-то: «негры ночью грузят уголь», кто-то — «абсолютное ничто», кто-то – математическую формулу или экран компьютера, куда мы все погружаемся.
Мне кажется – прелесть «Черного квадрата» как раз в абсолютном выражении (абсолютный ноль, «сферический конь в вакууме») – каждый видит в нем свой смысл. С течением времени слои краски на оригиналах «Черного квадрата» в «Русском музее» или «Третьяковке» претерпевают изменения, покрываясь кракелюрами, и кажется, что открываются и какие-то другие смыслы и что Малевич так и задумал когда то.
И это – только две крайние точки – «абсолютная изобразительность» и «абсолютная выразительность». А какой простор между ними! Так что у вас обязательно получится!
Кстати, если задуматься, то все вехи в истории живописи очень хорошо ложатся на эту координатную прямую.
Где будет Шишкин? Ближе к полюсу изобразительности или выразительности? А Монэ? А Ван Гог?