Про выставку Рылова

nata_in_art_rilivГород возвращается к привычной жизни после лета, на дорогах непрекращающиеся выматывающие пробки. Милое дело их переждать в приятном месте. Например, Русский музей по четвергам до 21 работает. Как не знали? Вот…а там сейчас в Михайловском замке очень хорошая выставка Аркадия Рылова. Помните берёзы на ветру? В школе сочинение писали. А Ленина под оранжево-фиолетовыми тучами или летящих лебедей? Так вот это он.

В нескольких залах собраны его пейзажи. Картины небольшие, очень камерные, но такая в них любовь к природе, разным ее состояниям, такое мастерство наблюдения. А владение цветом и композицией!

Вот у кого точно будет небесполезно поучиться, решила я. Хорошо, что мини-набор для зарисовок всегда со мной: смогла сделать несколько композиционных зарисовок. А дома поработала уже и с цветом. В музее не решилась – тетушки-смотрительницы и так уже косились недобро.

Почему я думаю, что такие зарисовки полезны? Потому что так подключаются не только глаза, но и тело, ты становишься как бы включенным в процесс, пытаешься следовать за мыслью художника, переживать его опыт.

В поясняющем стенде на выставке есть рассказ о работе Рылова над этюдами. Любопытно, что он небо писал в последнюю очередь, когда не только разобрался с тональными отношениями, но и уточнил детали. Но про небо все время думал и подмечал – какой его характер будет подходить к написанному этюду.  Решила, что непременно попробую этот метод, ведь именно небесные эффекты наиболее легки и быстротечны. Порой начнешь писать этюд с неба, смотришь через несколько минут, а оно уже изменилось.

Еще одно, и, пожалуй, самое важное впечатление от выставки: его работы странным образом «включают» собственные воспоминания-впечатления у зрителя. Не только зрительные, а скорее поличувственные: запахи, звуки, ощущения….

И, видимо, художник во время работы ставил перед собой и эту цель: «Стараюсь передать ощущение от весёлого шума берёз, от широкого простора реки…» Заметьте: не какого цвета листва и небо, а вот этот нематериальный, казалось бы, шум.

Здесь хочется вспомнить вот такой маленькой кусочек из «Игры в бисер» Германа Гессе: «Первые же аккорды аккомпанемента ошеломили меня радостью узнавания: они словно пахли, как пахла срезанная ветка бузины, так же горьковато-сладко, так же сильно и всепобеждающе, как сама ранняя весна! С этого часа для меня ассоциация — ранняя весна — запах бузины — шубертовский аккорд — есть величина постоянная и абсолютно достоверная, стоит мне взять тот аккорд, как я немедленно и непременно слышу терпкий запах бузины, а то и другое означает для меня раннюю весну. В этой частной ассоциации я обрёл нечто прекрасное, чего я ни за какие блага не отдам».

И вот в этих личных ассоциациях каждого зрителя и есть волшебство и высшая сила искусства.

Сходите, не пожалеете)))))