Сколько желтого добавлять будем?
Много веков назад были произнесены слова, которые приписывают Сократу: «Чем больше я узнаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю… «? В какой-то мере это относится и к художественному творчеству: чем больше я узнаю про материалы и выразительные средства (цвет и композицию), тем больше вижу, что впереди еще огого!!! сколько непознанного. И мне уже не интересно просто сделать этюд на пленэре или нарисовать картинку, воспользовавшись референсом-фотографией, хочется, чтобы в работе была выразительность и игра. Хорошая новость в том, что исследовать все это очень интересно.
Сейчас изучаю книгу Джинн Доби «Песня цвета». Просто читать ее бессмысленно, нужно читать и выполнять упражнения, которые есть в книге. Я решила попробовать применить в работе идеи, изложенные в главах.
В основе всех упражнений — деление всех пигментов на базовые (прозрачные), яркие, стойкие прозрачные, полупрозрачные и непрозрачные. Прозрачных четыре: к трем общеизвестным основным (желтому, синему и розовому) добавляется еще зеленый.
В своих экспериментах я в качестве основных взяла краски из «Невской палитры»: лимонную, кобальт и хинакридон розовый.
И вот первая идея:
«цвета похожи на драгоценности и каждый должен быть размещен тщательно, как камень в оправе».
Такой оправой могут быть разные серые (в книге они называются мышиные), благодаря которым цвета могут зазвучать по-особенному.
Большое разнообразие интересных серых можно получить, смешивая три основные краски в разных пропорциях, в каком-то сером будет больше синего, а в каком-то — желтого, в каком-то розового. Вроде бы ничего нового. Но для того, чтобы какой-то цвет «заиграл» на фоне серого нужно, чтобы в его составе преобладал дополнительный к этому цвету.
Помните же дополнительные? Вот какая хорошая рекомендация к запоминанию дается в книге: дополнительным к цвету будет цвет, полученный от смешения двух оставшихся. Берем желтый, смешиваем оставшиеся красный и синий — получаем лиловый.
Желтый и лиловый — дополнительные цвета. А еще дополнительные:
синий — оранжевый (смешиваем красный и желтый),
красный — зеленый (смешиваем желтый и синий).
Взаимодействие дополнительных цветов является основой гармоничной композиции, потому что создает ощущение равновесия.
На фотографии — упражнение из книги: смешала в разной пропорции основные цвета и в центре — дополнительный к преобладающему в смеси (не забывайте, что цветопередача на разных мониторах и телефонах может быть настроена по-разному, поэтому вы можете видеть несколько другой цвет, что получился у меня в реальности).
В работе попробовала применить эту идею: основной цвет на поленнице дров — это оранжевый, составленный из лимонной и хинакридона розового (кстати — очень красивый), а серый для стены бани составлен из трех основных с преобладанием кобальта (помните: дополнительные синий-оранжевый).
Продолжение следует…