Список to do от Леонардо
Закончила читать (слушать) книгу Уолтера Айзексона «Леонардо».
И вот вопрос, который меня сейчас волнует: сколько жило на Земле ещё людей, равных по мощности его натуре и почему Человечество рождает их так мало.
Мы многое можем узнать о том, что привлекало внимание художника, так как он вёл ежедневные альбомы с записями и рисунками: цибальдони (смесь, мешанина). Их сохранилось всего четверть (примерно 7200 станиц), но даже по ним можно понять, сколькими вещами он интересовался.
Интересно, что когда он составлял «резюме», нанимаясь на работу к одному из правителей в Италии, он лишь в последнем абзаце написал: «а ещё я умею писать картины». Остальные же абзацы были посвящены военному искусству, науке, театральным постановкам.
Он очень тонко чувствовал «конъюнктуру рынка труда» и писал только то, что могло заинтересовать «потенциального работодателя», даже если сам этого пока не умел, а только представлял для себя «зону потенциального развития».
Вот один из его списков to do:
— Измерь Милан и его окрестности.
— Нарисуй Милан.
— Пусть знаток арифметики покажет, как вычислить площадь треугольника.
— Спросить, как построена башня без бойниц.
— Спросить, каким образом ходят по льду во Фландрии.
— Пусть знаток гидравлики объяснит, как чинить шлюзы, каналы и мельницы.
— Разузнай величину Солнца.
— Посмотри на лапу гуся. Если бы она была разжата или сжата одинаково, то не могла бы произвести никакого движения.
— Почему рыба в воде движется быстрее птицы в воздухе.
— Опиши язык дятла.
— Надуй легкие свиньи и понаблюдай, растянутся ли они в длину и ширину, или только в ширину.
И с таким вот списком он постоянно задавал себе вопрос: «Сделал ли я что-нибудь?».
Интересна и сама форма обращения Леонардо к самому себе в этих записках: как бы настоятельно рекомендует. По-моему необычно звучит.
Мир нравился Леонардо в текучем состоянии, потому он постоянно исследовал и учился.
Чему же мы можем научится у Леонардо?
- Узнать все, что только можно.
- Проявлять неустанное любопытство.
- Стремится к знаниям ради самих знаний. Не надо всегда искать пользу от нового.
- Не терять детскую способность удивляться. Не перерастать возраст удивления.
- Наблюдать.
- Начинать изучение предмета с деталей.
- Учится видеть невидимое. Давать волю фантазии.
- Отвлекаться и медлить. Работая над «Тайной вечерей» он делал мазок, отходил, задумывался, а иногда и вовсе уходил (представляю себе панику монахов -работодателей)
- Не довольствоваться хорошим. Искать лучшее. Он редко сразу доделывал свои работы, а постоянно возвращался к ним снова и снова. Некоторые бросал, поняв, что с текущими знаниями не осилить задачи, чтобы вернуться когда- нибудь снова или не вернуться никогда. Знаменитый портрет Лизы, жены торговца шёлком, был при нем более 15 лет.
- Не признавать границ.
- Творить для себя, а не только по заказу. Он всегда делал то, что было ему действительно интересно. Часто отказывался от «заказов», если не видел в них развитие для себя.
- Вести записи на бумаге. Кто знает — что станется со всеми нашими игрушками-сетями, а бумага хранится в веках и записи Леонардо — тому доказательство
- Быть открытыми для тайн.
Можно ещё много писать, но лучше послушать или почитать. Уверена, что это может быть одинаково интересно и гуманитариям, и технарям, и биологам. Кстати, в коде книги есть запись о том, как все же устроен этот самый язык дятла.
И самое главное, что он был все же человеком, потому что самая последняя запись, сделанная за несколько дней до смерти выглядит так: «Заканчиваю писать, ибо суп сейчас остынет…»
А я пошла слушать про Стива Джобса. Леонардо, кстати, был его кумиром.